Библиотека юриста


Главная » Статьи » Автовладельцам и водителям » ДТП

ДТП

ДТП  (Дорожно-транспортное происшествие)

В рамках данного раздела услуг, я предлагаю оказание юридической помощи при решении конфликтных ситуаций, в которые Вы попали, являясь участником дорожного движения. При этом не обязательно Вы должны быть водителем автомобиля или иного транспортного средства.

Действующее законодательство не дает определения термину «участник дорожно-транспортного происшествия».
В связи с этим, наиболее правильным представляется толковать этот термин с точки зрения обывателя.
Так участником дорожно-транспортного происшествия (или крепко вошедшей в нашу речь аббревиатуры «ДТП») можно считать любое лицо, имеющее непосредственное отношение к происшествию и активно или пассивно принявшее в нем участие.
В частности, к участникам дорожно-транспортного происшествия, помимо водителей транспортных средств, можно отнести пешеходов, велосипедистов, пассажиров, работников дорожных служб и т.д.

Кстати, какое-либо животное, участвовавшее в происшествии на дороге, также условно можно считать его участником.
По понятным причинам, юридически такие участники не признаются таковыми, их данные, ввиду их отсутствия, не фиксируются сотрудниками Государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД) , а сами они зачастую квалифицируются как препятствие.
Немаловажным представляется классификация самих ДТП.

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно - транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также "иной вид ДТП". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства. Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Кто считается погибшим, раненым в ДТП?
Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Основными причинами ДТП являются нарушения Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ).
Чтобы действия участника являлись именно нарушением, они должны быть виновными, т.е. совершаться умышленно (как будь то в большинстве случаев при развороте через сплошную линию) либо по неосторожности (управление неисправным транспортным средством, о чем водитель не знал, но должен был знать).
Как правило, сопряженными с делами о ДТП являются дела об административных правонарушениях и страховые споры.
Сами дела о дорожно-транспортных происшествиях, условно можно разделить на дела о возмещении вреда, причиненного имуществу, и дела о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Последние, как правило, рассматриваются с обязательным участием прокурора и являются наиболее сложными по отношению к делам о возмещении материального ущерба по причине более затруднительного механизма определения размера вреда.
Также достаточно непростыми представляются споры между несколькими участниками ДТП о возмещении ущерба, когда сотрудники ГИБДД по тем или иным причинам не смогли установить в действиях водителей нарушений требований ПДД.
В процессе рассмотрения данной категории дел приходится доказывать виновность другого участника, что в большинстве случаев под силу только действительно квалифицированному юристу.
В любом случае, все такие разбирательства в конечном итоге упираются в реализацию желания получить денежную компенсацию за причиненный вред.

С введением в 2003 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), возмещение ущерба (чтобы там не говорили) стало намного проще и гарантированнее со стороны государства.
Первой и самой главной ошибкой водителя, не согласного со своей виной в совершении ДТП, является отсутствие с его стороны каких-либо действий по обжалованию в административном порядке выводов сотрудников ГИБДД о нарушении им требований ПДД и квалификации его действий как административное правонарушение (либо без такового).

Причиной тому, как правило, является недостаточность правовых познаний и отсутствие разграничивающего понимания между административной и гражданско-правовой ответственности, в том числе и последствий к их привлечению.
Если по административной ответственности Вы заплатите штраф (или в худшем случае лишитесь права управлять автомобилем), то при наступлении гражданской ответственности, ущерб другому участнику ДТП в конечном итоге будет возмещать Ваша страховая компания, а в некоторых случаях это придется сделать Вам из своего кармана.

В любом случае, становясь виновным, Вы лишаетесь права на получение страхового возмещения в рамках ОСАГО (либо возмещения за счет виновника) и будете восстанавливать свой автомобиль за собственные средства.
Кроме того, если страхового возмещения недостаточно для покрытия причиненного Вашими действиями ущерба, то разницу между фактическим размером ущерба и страховой суммой (максимальной суммой выплаты) будете возмещать Вы.
Дабы не попасть в такую ситуацию, заблаговременно заключайте договор добровольного страхования автогражданской ответственности при причинении ущерба в размере, превышающем максимальную выплату по ОСАГО.
Стоит это не так дорого и позволит избежать многих проблем.

Очень часто многие ошибочно начинают оспаривать виновность уже при рассмотрении судом гражданского дела о возмещении ущерба, где они в большинстве случаев оказываются в качестве ответчиков.
Чтобы там Вам не говорили о том, что в гражданском процессе устанавливается вина в причинении ущерба, а не совершении административного правонарушения, и рассматривается вопрос гражданско-правовой ответственности, в основе всего лежит именно факт нарушения водителем ПДД.
Судьи, исходя из содержания административного материала, в большинстве случаев просто соглашаются с выводами сотрудников ГИБДД, т.е. просто придерживаются давно сформировавшейся позиции, что "у суда нет оснований не доверять инспектору ГИБДД".

Ведь, как правило, в административном постановлении (определении) содержится указание на нарушение водителем того или иного пункта Правил, и если процессуальное решение вступило в силу, то факт нарушения считается установленным.
Именно, нарушение причинителем вреда Правил дорожного движения является основанием для его привлечения к гражданско-правовой (материальной) ответственности и возложения на него обязательства по возмещению вреда.
Не смотря на то, что процессуально установлено, что никакие доказательства по гражданскому делу, в том числе и процессуальное решение, принятые по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, не имеют заранее установленной силы, на практике все оказывается намного печальнее.

Согласитесь, будет выглядеть довольно странным и непоследовательным, если орган ГИБДД (а при обжаловании его постановления и суд) в рамках административного производства установит в Ваших действиях несоблюдение ПДД, а суд по гражданскому делу о возмещении ущерба придет к противоположному выводу.
Поэтому помните, если Вы не согласны с выводами сотрудников ГИБДД и имеете намерение отстоять свое право на возмещение ущерба в гражданском судопроизводстве,
сразу же приступайте к процедуре обжалования постановления (определения) ГИБДД, в котором есть указание на нарушение Вами того или иного пункта Правил.

Даже сам факт обжалования сыграет Вам добрую службу в дальнейшей тяжбе по гражданскому делу.
В связи с этим я настоятельно рекомендую подключать к работе юриста уже на стадии рассмотрения обстоятельств ДТП в ГИБДД.
Участие специалиста в области права на начальной стадии избавит Вас от совершения труднопоправимых ошибок и позволит наиболее результативно выполнить ему свою работу по защите Ваших интересов при дальнейшем решении вопроса о возмещении вреда.

 

Категория: ДТП | Автор: Евгений Деев (06.08.2013) | Просмотров: 4370